НАЧАЛО ПРЕМУДРОСТИ — СТРАХ ГОСПОДЕНЬ. Архимандрит Клеопа (Илие).

Поговорим о том, что понятно всем: и людям из низов, и высокопоставленным. Поговорим о том, что понятно и в то же время наиболее благотворно для добродетели. Поговорим о страхе Божием.

В Притчах сказано так: «Страхом Божиим уклоняется всякий человек от зла» (Притч. 15, 27).
Если страхом Божиим человек уклоняется от всякого зла, то страх Божий — это первое препятствие на пути греха, не дающее греху проникнуть в нашу душу.
Пророк Давид Духом Святым, вы видели это в Псалтири, говорит нам: «начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим и» (Пс. 110, 10). Соломон, его сын, говорит о премудрости ещё больше: что страх Божий — это школа премудрости (Притч. 15, 33). А Иисус, сын Сирахов, в своей Книге премудрости говорит так: «страх Господень превосходит всякую премудрость» (Сир. 25, 14).
Видите, три великих пророка восхваляют страх Божий, один другого выше мудрствуя о нем, ибо действительно, как говорит святой Исаак Сирин, «страх Божий — основание всех добродетелей». Он говорит, что у премудрости имеются два конца: один — это страх Божий, а другой — любовь к Богу (Прп. Исаак Сирин. Слова Подвижнические). А почему так? Потому что всякая добродетель начинается со страха Божия и завершается в любви к Богу, которая есть союз совершенства и самая высшая ступень всех добродетелей, ибо любовь выше всего. Но чтобы человеку достичь любви к Богу, он непременно должен прежде всего иметь страх Божий. Ибо отсюда происходит всякая добродетель — из того, чтобы человек боялся Бога.
Ты слышишь, что говорит Дух Святой? «Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело» (Пс. 111, 1). Ты слышал? Кто боится Бога, тот очень сильно хочет исполнять заповеди Божии, то есть делать добродетели; равно как и тот, кто не боится Его, позволяет себе совершать всякое зло и всякий грех.
У кого есть страх Божий, тот самый мудрый человек на всей земле. Вот что говорит святой Григорий Нисский, глубочайший философ и брат Василия Великого: «Я видывал многих людей, силившихся изучить всю внешнюю науку, в богословской же, то есть в науке о Боге, преуспели немногие. Но поскольку у них не было истинной мудрости, которая есть страх Божий, то они отдалились от Бога и погрязли в трясине всех зол».
Порой слышишь, что такой-то защитил две докторские диссертации, получил два диплома. А потом узнаешь, что он прелюбодей, безбожник, без царя в голове, немилосерден к нищим, не имеет любви к ближнему, попирает в грязь всякую добродетель и правую веру. Что пользы ему от внешней учености, когда у него нет страха Божия? Лучше было бы не родиться такому человеку, не знающему своего Создателя и не боящемуся Его во все время, храня себя от зла и делая добро.
Поэтому я и говорю вам: это хорошо, чтобы человек был высокообразованным: и инженером, и доктором, и преподавателем, и профессором, и военным, и генералом — что Бог судил каждому. Но на всех ступенях пусть не забывает о страхе Божием. Ибо если он забыл о Боге, то ему лучше было бы не появляться на свет и вовсе не рождаться, чтобы видеть столько благости Божией: как Он даровал нам жизнь, ум, воздух, свет, тепло, дождь своевременный, пищу, изобилие, здоровье, зрение, слух, мудрость, — и после стольких благодеяний Божиих зажмурить глаза, как ночные птицы, которые видят не иначе, как только во тьме, и не видеть Бога, который есть свет неприступный и обитает в свете неприступном.
Потому я и начал говорить вам: блажен человек, боящийся Бога, ибо он истинно мудр и вкусит блаженство и в нынешнем веке и в грядущем.

Кто боится Бога, тому не по нраву отбирать чужое добро. Кто боится Бога, тот не пойдет к чужой жене. Кто боится Бога, тот и со своей женой живет в чистоте, по уставу Церкви. Кто боится Бога, тот не делает абортов, не пьет, не курит, не распускает кулаков, не завидует чужому добру, не бунтует, повинуется государственной власти, почитает начальство, по апостолу Павлу: «он отдает кому честь, честь, кому налог, налог, кому страх, страх; и никому ничем не остается должен, кроме как любить Бога и ближнего (Рим. 13, 7-8).
Кто боится Бога, тот во время Святой Литургии не спит дома, в воскресенье. Кто боится Бога, тот не оставляет детей расти в беззакониях, он ставит перед ними жесткие запреты и исправляет их, учит поклоняться Богу, поститься, ходить в церковь и проводить чистую семейную жизнь. Кто боится Бога, тот не тратит время зря. Он или работает, или молится Богу, или читает Священные Писания, или размышляет о грядущем Суде, смерти, воздаянии, о райском блаженстве и аде.
Кто боится Бога, тот любит всего человека и помогает любому с великой любовью, когда тот попадает в беду. Кто боится Бога, тому не жалко отдать свое имущество нищим. Кто боится Бога, тот очень боится согрешить перед Богом не только делом или словом, но и помышлением. А почему? Потому что знает, что Дух Святой говорит: «Ты познал еси седание мое и востание мое. Ты разумел еси помышления моя издалеча: стезю мою и уже мое Ты еси изследовал, и вся пути моя провидел еси». (Пс. 138).
Вы слышали Иова? Вы слышали человека, боящегося Бога? Что говорит Божественное Писание? «Был человек в земле Асидии, в пределах Уц в Аравии, и был он самым богатым человеком на востоке солнца». Но слышишь, что оно говорит? «И был он очень богобоязнен» (Иов. 1, 1). Каждый вечер приносил он по одному волу в жертву. Зачем? Ведь он жил ещё до писанного Закона. Он пятый после Авраама и жил почти за тысячу лет до Моисея.
И у него, у этого человека Божия, было семь сыновей и три дочери, и он приносил очистительную жертву, как приносили тогда кровавые жертвы: «Может дети мои, будучи молоды, согрешили в чем-нибудь помышлением перед Богом» (Иов. !, 5).
Вы слышали? Кто из сегодняшних отцов и матерей, какие родители ещё печалятся о том, что думают их дети? Кто еще боится сегодня грехов помышлением своих детей? «Горе мне горькое, если дети мои помыслили что-нибудь плохое! Вдруг они подумали о воровстве, или о ненависти, или о блуде, или о пьянстве, или о мести? Горе мне, принесу-ка я жертву Богу, чтобы Он простил их согрешения помышлением!»
Ты слышал родителя? Ты слышал отца детей? Он боится, как бы не согрешили его дети пред Богом помышлением!
Вот так говорит Писание: «был день, когда пришли Ангелы Божии предстать пред Господа» (Иов. 1, 6). Ангелы вечно приходят, как молния, и приносят Богу отчет о том, что делают люди на земле, и каждый Ангел-хранитель говорит о вверенной ему душе, что она делает в эту минуту.
Тогда пришел и сатана, и Бог спрашивает его: «А ты откуда идешь?» (Иов. 1, 7). А что? Неужто Бог не знал, откуда идет диавол, когда Бог присутствует во всяком месте? Но почему же Он задал ему вопрос? Чтобы рассказать нам, какова была история Иова.
— Откуда ты идешь? — спросил Бог сатану.
— Господи, я обошел всю землю и все, что ни есть под небом, и вот я пред Тобой, — отвечал сатана.
И спрашивает его Бог:
— Был ли ты у раба Моего Иова? Ибо нет никого на земле подобного Иову, богобоязненному и живущему весьма праведно.
Ты слышал? И это не потому, что он был беден и крайне несчастен, — он был очень богат. Что говорит Писание? «Был очень богат, был самым богатым человеком на восходе солнца» (Иов. 1, 3). Но имущество не взяло верх над ним, не отлучило его от Бога. Потому что он любил Бога несравненно сильнее, чем свое имущество. Для него оно было ничем.
И сказал сатана Богу:
— Да, Господи, Ты говоришь, что Иов очень праведен и боится Тебя. Но не за так он боится Тебя!
— А за что же?
— Когда ты преумножил его имение и стада его покрыли всю землю, то как же он не станет любить Тебя? И как ему не бояться Тебя, когда Ты наделил его таким богатством и почетом?
Диавол полагал, что Иов потому боится Бога, что волнуется за свое добро. Но это было не так. Иов действительно боялся Бога.
— Отдай Иова в мои руки, я лишу его и имущества, и детей, и всего, и тогда посмотрим, не проклянет ли он Тебя в лицо! Потому что Ты оградил силой Твоей его добро, а когда все его добро и слуги ограждены Тобою, я не могу приблизиться к нему.
А почему его ограждала сила Божия? Потому что он был весьма праведен и почитал Бога, и не могло приблизиться к его имению ничего. Ибо Ангелы Божии хранили его, потому что и он соблюдал заповедь Божию.
Если бы диавол мог делать все, что хочет, то в течение дня не осталось бы ни одного человека на земле — столько у него ненависти к людям. Но нечистая сила ограждена силой Бога Вседержителя.
Ты слышал, что говорит апостол Петр? «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение (Кор. 10, 13).
И пришел диавол к Иову. И в первый раз, получивший власть над богатством Иова, он низвел огонь с неба (Иов. 1, 16). Почему? Разве Архангел Михаил не низверг его с неба? Здесь нужно понимать, что следуя «Догматике» Иоанна Дамаскина, воздух называется небом.
Итак, сатана низвел огонь с воздуха. И было у бедняги Иова семь тысяч овец, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов, пятьсот пар ослов, три тысячи слуг, было у него семь сыновей и три дочери, палаты и усадьбы. Низвел огонь сатана, и тут же вместе со всем вокруг, с пастухами, слугами, овчарнями, собаками; семь тысяч овец в одночасье уничтожил огонь.
Но, по Божию попущению, остался в живых один человек, чтобы сообщить эту весть. И пришел он к Иову и сказал:
— Владыко, господин! Вот, слуги твои, пастухи и стада твои были в горах и на равнине. И вдруг сошел огонь с неба, — то есть с воздуха, — и сжег стада твои, и слуг твоих, и все, что было там. Остался лишь я один и пришел сказать тебе, что случилось.
А Иов сказал:
— Ничего, сын мой! Бог дал, Бог взял. Как угодно было Господу, так Он и сделал! Буди имя Господне благословенно отныне и до века!
Немного спустя пришел и пасший ослов:
— Владыко, господин, из Дамасских краев нагрянули сирияне, связали слуг твоих и вместе со всем, с ослами, увезли их в свою страну.
А было там пятьсот пар ослов, ибо в жарких странах ослы и верблюды — самые нужные животные: они могут переносить жажду и употребляют мало еды. И сказал Иов то же слово:
— Ничего, сын мой! Бог дал, Бог взял. Как угодно было Господу, так Он и сделал! Буди имя Господне благословенно отныне и до века!
И ни слова не проронил он о том, что в одночасье отнято было у него все имущество. Наконец пришел и пятый. Этот разорвал ему сердце, но Иов все равно не посмел сказать злого слова против Бога. Дети Иова каждую субботу устраивали угощения для нищих. И вот сейчас они как раз были на большом угощении; много гостей было созвано туда, а они там прислуживали за столом горемычным людям. Сатана пошел и сотряс дом тот и умертвил всех: и сидевших за столом, и детей Иова. Остался в живых лишь один, который пришел к Иову и сказал:
— Владыко, господин, вот сыновья твои и дочери были в доме старшего на угощении, и рухнул дом тот до самых оснований и умертвил всех, один я спасся по случайности, и пришел рассказать тебе.
И Иов рванул на себе одежды свои сверху, у самого ворота, ибо на Востоке мужчины носят длинную одежду, как носим мы, монахи, — и разодрал их донизу. Отбросил их, пал лицом на землю, стал думать о смерти и сказал:
— Ничего, сын мой! Нагим я вышел из чрева матери моей, нагим и сойду в могилу. Ничего я не принес в мир сей, явно, что ничего не могу и унести. Бог дал, Бог взял! Как угодно было Господу, так Он и сделал. Буди имя Господне благословенно отныне и до века!
И во всем, что пережил Иов, не сказал он злого слова против Создателя своего. Так сильно боялся Иов Бога.
Тогда сатана, увидев, что не одолел его, отняв у него все, снова пришел к Богу.
И спросил его Бог во второй раз:
— Был ли ты у раба Моего Иова?
— Да, Господи! Был и сделал с ним все, что хотел!
— Да! А сказал ли он что-нибудь против Меня?
— Нет, Господи; но я должен Тебе что-то сказать. Я прошу большей брани против Иова.
— Ну, и чего же ты хочешь?
— Кожу за кожу.
— Что ты этим хочешь сказать?
— Да, я отнял у него все имущество и детей, но ведь он здоров и жена его осталась здорова. Однако разреши мне коснуться плоти его и костей его, и тогда посмотрим, не проклянет ли он Тебя в лицо?
То есть попросил разрешения наслать на него тяжкую болезнь.
— Иди, сказал ему Бог, — но к душе его не прикасайся!
Ты видишь, что самое дорогое в человеке? Душа. «К душе его не прикасайся». Ибо душа дороже всего, что есть в мире сем. Она дороже всего. Поэтому такая борьба идет за спасение души.
И пришел сатана, по попущению, и поразил Иова от ступней до самого темени проказой. Болезнь, которой вы не видели — Боже упаси! — при ней лопается плоть человека и становится белой, как снег, и кровоточит, и заводятся в ней черви; разъедает она плоть до кости, и нет от нее лекарства. Только Спаситель исцелял прокаженных, как вы слышали об этом (Лк. 17, 12-19).
Тогда Иов, увидев себя прокаженным, упал на землю от боли; и стояла куча мусора за его домом, и он приютился на этом мусоре. И, поскольку раны его жгли и черви вызывали зуд, то он нашел глиняный черепок, которым выковыривал червей из своих ран. Семь лет с половиной ели черви заживо Иова! Так он терпел. Он не говорил ничего и терпел, скелет в куче мусора.
А жена его, оставшись здорова, — ведь ее он не поразил, поскольку она была послабее в вере, — бродила с котомкой по округе, побиралась и приносила ему чего-нибудь поесть. Единственная помощь ему была от жены, единственное утешение, чтобы не умереть с голоду.
Увидел диавол, что не победил Иова, и попытался действовать через его жену.
И жена, видя, что его поедают черви год, второй, третий и все люди говорят, что он проклят Богом, что Бог забыл о нем и что он много зла сотворил пред Богом (ведь так судят люди, ибо их суды — это не суды Божии), тогда жена стала верить в это и идет к нему и говорит:
— Вот, муж, что с тобой сделал Бог твой. Ты все говорил, что Бог помогает тебе, что Бог праведен. И вот теперь тебя едят живьем черви на гноище. Он отнял у тебя все имущество и детей, а ты уже столько лет не говоришь ни одного хульного слова на Него и не теряешь терпения!
Так боялся Иов Бога.
— В чем дело, жена?
— Скажи хульное слово на Бога; укори Его, что Он тебя так наказал, и умрешь!
Ты слышал этого товарища по жизни, как она сделалась орудием сатаны в годину борений мужа своего? А Иов отвечал ей с кротостью, ибо видел, что это диавол говорит ее устами:
— Ладно, жена, ладно! Ты говоришь, как безумная. Не Иов ли я, который подобно царям был богат и почитаем всеми на свете? Разве ты не помнишь, какими почестями мы пользовались на земле и сколько добра и слуг у нас было? А теперь как же, благое мы приняли из руки Господней, а худого не примем?
Ты слышишь, каков человек, боящийся Бога, когда он попадает в беду? Да! «Бог помогал мне столько времени; я должен терпеть теперь в благодарность Богу за то, что Он помогал мне когда-то».
И увидел диавол, что не может его победить.
Тогда пришли к Иову три друга: Вилдад, Софар и Елифаз Феманитянин. Они были как цари богаты, великие были бояре из других стран, покупавшие у Иова тысячи голов скота, ягнят и шерсть.
Придя, они спросили:
— Где усадьбы Иова? Где Иов?
А люди показывали им:
— Вот там, на том гноище лежит скелет; его поедают черви.
Они слышали о борении Иова, но не думали, что это будет до такой степени. Когда пришли они к Иову, то, зная, каким почтенным человеком он был, пробыли эти три друга возле Иова семь дней и семь ночей, и никто из них не мог говорить. Только смотрели на него. И думали, что же это за Божие борение?
И по прошествии семи дней открыл уста Елифаз Феманитянин, и вместо того чтобы утешить Иова, он стал наносить ему удары словами:
— Иов, мне кажется, будто Бог срубил тебя, как осеннее дерево, не приносящее урожая. А почему ты дошел до этого? Потому что удерживал плату вдов и жалование работников! Был немилостив и жесток! Ты был горд! Ты забыл Бога! Ты творил беззакония пред Ним!
И так не переставая корил его. Так же и второй друг, и третий. И тут пришел четвертый, некто Елуй.
Он говорил чуть правильнее, ибо боялся: «Как бы это не оказалось праведным прещением Божиим! Боюсь я говорить против этого человека». А Иов стал говорить им с кротостью:
— Дорогие мои, друзья мои, досаждать вы пришли сюда и терзать меня. Лучше бы я сказал могиле: «Ты мать моя» и червям: «Вы братья и сестры мои», чем чтобы пришли друзья мои и стали ранить меня словами; то есть лучше бы я утешался червями и мыслью о могиле, чем слышать из уст ваших такое.
И сказал им:
— Вы обвиняете меня в том, что я удерживал плату слуг и чинил несправедливость. Я не хвалюсь, а правду скажу. Я был отцом нищим и матерью вдовам, был глазами для слепых и ушами для глухих, ногами для хромых и руками для калек. Шерсть моих овец согревала плечи нищих, ибо состриг с семи тысяч овец я полностью отдавал на одежду для них. Дверь моя не закрывалась ни перед одним странником, и все имущество свое я был готов разделить между терпящими беду. Так что это все неправда, что говорите вы. Десница Господня наказывает меня за мои грехи, это верно, но то, в чем вы меня обвиняете — неправда.
После того, как удалились друзья, явился Бог в облаках и в вихре над ним. Иов лежал там семь лет с половиной, только кости и сердце остались — ибо мясо его было съедено червями. И когда пришел Творец неба и земли, Иов теперь был изъявлен и опорочен и друзьями его, и женой, и всеми. М вдруг слышит он голос Бога из облаков:
— Иов, встань на ноги свои как мужчина, возьми одежду свою, — ибо Он послал ему одежду с неба белее снега, — препояшься, и побеседуем с тобою вдвоем!
И вскочил Иов со скоростью молнии, здоровый, как в тридцать лет, красивый и веселый, и оделся в одежду, посланную ему Богом. И сказал ему Бог:
— Иов, а где ты был, когда Я основал землю? Какова ширина поднебесной? Где жилище мрака и где место света? А где ты был, когда Я измерял горы уставом ведения, долины мерилом и холмы; когда сушу пределом воде и оградил море песком и сказал ему: «Доселе дойдешь и не прейдешь, и в тебе да сокрушаются волны твои»?
Я распростер северный ветер над сушей. Я создал словесных людей на земле. Я взвесил тяжесть ветров. Я начертал путь молний под небом. Я определил чин рождения зверей дубравных, скотов полевых и людей. Я украсил небо звездами, солнцем и луной, даровал свет творению Моему. Скажи же Мне, а где был ты тогда?
Я тебя, Иов, влил, как молоко, в чрево матери твоей, сгустил тебя, как сыр, соткал, как полотно, слепил в тебе сердце и кости и сделал тебя творением Моим во чреве матери твоей, и Я устроил сердце твое и знал, что ты не потеряешь терпения. Я вложил сердце твое в тебя, и веру, и терпение твое.
А теперь, Иов, за то, что ты в терпении ждал прихода Моего и не сказал ни единого плохого слова в таких скорбях, напастях и муках, вот, Я дарую тебе отныне ещё сто сорок лет жизни; и будут имения твои удвоены. И доживешь ты до пятого и шестого правнука своего и упокоишься, насытившись дней, и придешь ко Мне, чтобы веселиться со Мною вовеки.
Тогда стал невидим Бог. И жена Иова, вернувшись, нашла его здоровым и весьма веселым. И дождил Бог во дворе Иова три дня и три ночи золотыми червонцами, как сказывает предание. И опять были у Иова и имения и скот.
Жена его валялась в прахе три дня и три ночи, прося у него прощения. И сказал Бог Иову:
— Прости жену свою, ибо не она виной тому, а диавол, искусивший ее.
И простил он ее и взял ее, и родила она ему снова семь сыновей и трех дочерей, и не было под небом такой красоты, равной сыновьям и дочерям Иова. Не сыскать было на земле детей прекрасней их.
И было дней Иова после борения этого, как обещано, сто сорок лет, и успокоился он, исполнившись дней, и отошел к Создателю своему на веселье вечное.

Вы слышали, что совершил с Иовом страх Божий? Был у него страх Божий, и потому он ни когда был богат, не гордился, не был жесток и немилостив, ни когда отнял у него Бог имущество, не сказал ни единого слова против Создателя.
Братия мои, человека, имеющего страх Божий, не нужно стеречь никому, чтобы он не крал, не был блудником, пьяницей и вором или не творил зла. У кого есть страх Божий, тот днем и ночью непрестанно следит за собой: «Не подумать бы мне чего-нибудь плохого на человека, не сказать бы чего плохого, ведь это грех; не сделать бы мне чего-нибудь плохого, ведь это грех!»
У кого есть страх Божий, тот становится стражем своего целомудрия, тот бережет душу свою и ум от плохих помыслов, язык — от плохих слов и все свое существо — чтобы оно не поступало против Бога.

Из книги архимандрита Клеопы «Ценность души».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *